Писатель
Владимир ДЕТКОВ

ГУСЛИ

Полвека тому в некотором районном царстве, в нашем родном государстве, как в народе сказывают, случилась у властей конфузная незадача...

Построили себе новый дом власти на самом видном месте, где обычно ставят храмы... Да он там и стоял — отверженный и развенчанный, со сбитым крестом и прохудившимся куполом, с зелёной порослью по замшелым стенам... Но стать могутная, ввысь устремлённая, сохранилась...

Должно быть эта стать-краса и не давала покоя душам, не ведающим родства своего... Когда была нужда — использовали под клуб, под склад... А потом и вовсе в беспризорники списали, пустили по миру...

Пришло время и приговора — сравнять с землёй, «отрекаясь от старого мира»...

С вечера целая бригада сапёров корпела, закладывая под углы и стены ящики с динамитом... На рассвете ахнул взрыв. Содрогнулась земля... Вздыбились клубы дыма и пыли...

Когда ж пыль осела, изумлению взрывников и распорядителей не было предела... Храм остался стоять, а новый дом власти позорно рухнул...

Случай этот в легенду обратился и в разных местах рассказывают его с местными подробностями. Да суть одна — символическая и покаянная на все времена...

Так или иначе, рухнул дом неразумной власти в сознании народном…

Чудеса обычно сотворяются там, где мы не ждём их от Бога, а исполняем волю Его... Осознание воли Божьей как своей — разве не чудо?!

Художник Александр Михеев припоминает случай из 60-х. Проводил он со школьниками урок физкультуры в родном селе возле церкви. Подъехали военные на грузовике, стали ящики сгружать... Когда выяснилось, что это за ящики — весь класс во главе с учителем вошёл в пустующий храм... Военным заявили, что не выйдут до тех пор, пока они не уедут с Богом... А потом и народ подоспел...

Военные с Богом уехали... Храм стоит и поныне...

На рассвете 9 мая 1969 г.

да обе курские Моквы и окресности разбудил мощный взрыв... Голос взрыва всегда отражается в душах людских эхом тревоги — война?!.. беда?!.. катастрофа?!..

— Что там ухнуло?

— Да церковь Нелидовскую взорвали....

— А-а...

— Ой, не к добру...

.............................................................................................

Будут потом и война... и беда... и катастрофа... Так то ж потом...

А город... как всегда... подумал — ученья идут....

Взрывали победители в день Победы «пережиток прошлого», не подозревая, что взрывают сами себя...

Народная статистика однозначно выдаёт череду незавидных судеб разрушителей храмов, которая аукается и на судьбе страны, а значит и на каждом из нас... Потому не нам и судьями быть... А если и свидетелями, то весьма соучастными...

— Кто виноват?

— Все понемногу...

— Что делать?

— Не искать виноватых...

.............................................................................................

Разумнее мотать всё на ус и отрастать на исконных корнях более стойкой и дружной порослью жизни...

Прослышав о беде, Владимир Поветкин прибежал на место святотатства уже к развалинам...

Содрогнулся от увиденного. Погоревал истово... Посокрушался как над близким усопшим...

Уходя, взял на скорбную память обломок древесного бруса из купольной оснастки. Древо здоровое, крепкое. Ещё столько могло служить...

Пожалуй, этот взрыв и подтолкнул его, выпускника училища худграфа, из курских пределов... Избрал путь в Ленинград, поближе к вершинам художественной культуры... Но иной магнит отвёл стрелку его судьбы... Могучее Что-то вдруг потянуло его в Новгород, хотя объективных поводов к тому казалось бы и не было — ни родственников, ни знакомых, ни конкретной работы...

Только зов души...

Каждый из нас свят настолько, насколько позволяет себе довериться тихому призывному голосу души... Услышишь... прислушаешься... послушаешься... — и окажется, что это и есть твоя судьба... твоё истинное предназначение...

Владимир Поветкин с юности умеет слушать душу свою и доверять ей. Она-то и вывела его на археологическую экспедицию академика Валентина Лаврентьевича Янина, многие годы ведущую раскопки новгородского культурного слоя, который уникален ещё и тем, что сохраняет деревянные изделия многовековой давности...

С археологами Владимир и «докопался» до истины своего предназначения — в меру сил вернуть народу древнюю русскую музыку, которую озвучивали «гудебные сосуды», как на Руси прежде называли музыкальные инструменты: бубны, варганы, сопели, кугиклы, жалейки, свирели, гудки, гусли, рога...

А начиналось всё с первых откровений земного раскопа, властно позвавшего не на годы, а на судьбу...

Потом академик Янин назовёт его художником-реставратором высочайшего класса с интуицией учёного воссоздавшего по отдельным фрагментам гусли и сопель XI века и гудок века двенадцатого...

Руки истового художника, конечно же, растут из души и ладят любое дело не только искусно и душевно, но и с интуитивным прозором... Они же ощущают биение жизни и в древе, и в камне...

И потому воссозданные инструменты не долго пребывали молчаливыми экспонатами в музеях и выставках...

Запели гусли...

Свет прозрений отличается от света в конце тоннеля, пожалуй, тем, что ты не летишь к нему во тьме виртуально, а сам пробиваешь этот тоннель сквозь тьму жизненных невзгод и преград...

Поветкину достало всего — и препон, и прозрений...

Одним из таких воссияний света разума и сердца и воли подвижника следует считать конечно же Центр древних музыкальных инструментов в Новгороде.

Когда стал ладить гусли по образу и подобию древних, вспомнил о древесной частице порушенного храма, которой и самой-то не менее двух веков от роду... Многие годы, а вернее целую судьбу, пролежало освящённое древо в солнечном дачном домике художника, что под Курском, и дождалось часа своего... Часа обретения голоса — побудителя памяти — уводящего в искони души и рода-народа твоего...

Через три десятка лет, в марте 1999 года, одушевлённое древо вернулось на место храма...

Что думал-чувствовал сам Поветкин, озвучивая новые древние гусли в месте святом и памятном, можно только предполагать... Но слушать его было тревожно и возвышенно... Обострила невольное смятение так и не опознанная нами птица-кликуша, отозвавшаяся на голос гуслей с высокого тополя...  

Музыка несомненно творит чудеса с нашим воображением, смещая пространство и время... побуждая доселе дремавшие внутренние струны... рисуя неведомые видения, которые как сны наяву очень и очень напоминают события исторической давности...

Это так похоже на особый информационный канал времени, вещающий в настоящее из прошлого-будущего...

Язык музыки, с его широчайшим диапазоном ритмов, универсален не только для многоязычного мира (включая животных и растения); музыка — искусный толмач между тонким и физическим... духовным и материальным... настоящим и прошлым-будущим…

Ведь наши предки не концерты-фестивали устраивали друг другу, а вели душевный разговор с Матушкой-природой, неотъёмной частью которой ощущали и души свои...

К решительному осознанию этого всё настойчивее подвигает нас третье тысячелетие... чтобы человек перестал, наконец, быть только плотским потребителем великих свойств Природы, а стал её естеством во плоти и в духе!

Вот и гусли Владимира Поветкина поведали нам что-то возвышенно языческое и божественно земное в судьбе-характере нашего народа...

Соединили исконно земное и вечное небесное...

Что вверху, то и внизу...

Бывают герои нашего времени, отрадно почитаемые нами, а художник-реставратор-учёный-гусляр-подвижник-Человек Владимир Иванович Поветкин — герой из времени народа своего...

2006 г.

Hosted by uCoz

 Главная   О писателе   Миниатюры   Статьи   Отзывы